Роль поиска и отбора кадров в общей системе работы с персоналом
Для того, чтобы построить эффективную систему поиска и отбора кадров, прежде всего, важно понять ее роль в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Отбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть взаимоувязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в самоцель, которая осуществляется в ущерб другим формам работы с персоналом. Рассмотрим теоретические основы системы управления персоналом организации.
Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом, позволяющих в наибольшей степени удовлетворить цели организации.
Основой формирования целевой направленности системы управления персоналом является социальная цель - достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников: нормальные условия труда (правовая защищенность, соблюдение норм условий труда, обеспечение социальной инфраструктуры); мотивация труда (оплата труда, стимулирование творчества, реализация карьеры). Система социальных целей определяет состав функций управления персоналом.
Формулируя общую концепцию и подход к структуризации функционального разделения труда в области управления персоналом, обычно выделяют следующие функциональные блоки, в каждом из которых решается определенный круг задач:
· планирование и маркетинг персонала: разработка кадровой политики и стратегии персонала, анализ кадрового потенциала, анализ рынков труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, информационная поддержка источников пополнения кадрами;
· обеспечение персоналом: получение и анализ маркетинговой информации, организация найма, собеседования, оценки, отбора и приема персонала;
· развитие персонала: планирование и реализация деловой карьеры и служебных перемещений, организация и проведение обучения, организация работы с кадровым резервом;
· использование персонала: введение в должность и адаптация новых работников, определение содержания и результатов труда на рабочих местах, текущая периодическая оценка кадров, организация рационализаторской и изобретательской деятельности;
· мотивация результатов труда и поведения персонала: управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения, разработка систем оплаты труда и форм морального и материального поощрения персонала;
· элементное обеспечение процесса управления персоналом: правовое регулирование трудовых взаимоотношений, учет и статистика персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом.
Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.
Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.