Анализ матрицы ge «конкурентоспособность - привлекательность отрасли»
Для построения модели Абеля выделим три основных направления портфельного анализа (рис. 3.3).
Строим матрицу Абеля (рис. 3.4) Для упрощения чтения рисунка обозначим потребителей, потребности и технологии цифрами, под которыми они обозначены в таблице.
Сахар в крови у беременных 26 ответов на форуме норма сахара в крови у беременных форум. Потребности |
Потребители |
Технология |
1. Отдых, развлечение, времяпрепровождение |
1. Потребители с невысоким уровнем образования, для которых печатная продукция - это средство времяпрепровождения |
1. Черно-белая полиграфия |
2. Получение знаний, развитие, совершенствование |
2. Потребители с потребностью в образовании и развитии в различных областях знаний |
2. Одноцветная печать |
3. Продвижение товаров и фирм на рынке |
3. Предприятия всех видов и отраслей, которым необходима рекламно-информационная поддержка |
3. Многоцветная печать |
Рис. 3.3. Направления портфельного анализа рынка качественной полиграфии по модели Д. Абеля
Для сегмента «А» и сегмента «Б» требования к качественным параметрам (технологии) одинаковые, поэтому с точки зрения полиграфического предприятия эти два сегмента могут быть объединены в один, общий сегмент «АБ». Это значит, что для широкого круга читателей различного рода журналов и книг черно-белого качества недостаточно, но вместе с тем высокая полноцветная печать является излишней. Сегмент «АБ» можно дробить дальше по признаку товара: рынок книжной продукции и рынок журнальной продукции.
Емкость этого сегмента составляет $14 + $12 = $26 млн. Достаточность данного сегмента для фирмы определяется через доли конкурентов. Фирма решает, какой процент этого рынка ей необходим для достижения своих финансовых целей и сможет ли она его захватить при сложившейся конкуренции.
Рис. 3.4. Матрица Абеля для рынка полиграфии
Сегмент «В» принципиально отличается от предыдущего тем, что потребителем являются корпоративные клиенты-предприятия. Задачи, которые решают эти клиенты, во многом зависят от имиджа. На рынке мало кто рискнет экономить на собственном имидже, и поэтому высококачественная полиграфия рекламных материалов становится все значимее. Предприятия готовы платить за повышенное качество. Емкость этого рынка на первый взгляд сопоставима с емкостью сегмента «АБ» - $20 млн. Но потенциально этот рынок будет развиваться с укреплением позиций предприятий региона.
На примере хорошо видно, что портфельный анализ, по Д. Абелю, выгодно отличается от предыдущих более известных подходов как минимум по ряду оснований.
Во-первых, здесь используется объемная модель, которая в отличие от матрицы обладает большим количеством измерений (хотя сама по себе ее сложность может рассматриваться как недостаток).
Во-вторых, такой анализ включает в себя в качестве своего объекта технологии производства товара, а для современного стратегического управления планирование изменений технологии является одним из ключевых пунктов.
В-третьих, только этот вид анализа вплотную подводит нас к проблеме, которую ни одна рыночная стратегия не может обойти,- проблеме сегментирования рынка. Важно только не забывать, что процесс сегментирования должен всегда вести к решению вопроса обновления (модификации и дифференциации) товара с применением имеющейся технологии или (что существенно перспективнее) через ее развитие.